Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSЧетверг, 28 Марта 24, 3:35 PM

МАУ ДО СР "ЦЕНТР "Созвездие" им. Героя Советского Союза Гришина И.Т."

Баннер
Госуслуги
Меню сайта

Чащихина Е.Е., педагог дополнительного образования

Педагогический опыт по теме

"Активизация и социализация личности в системе непрерывного экологического образования педагога дополнительного образования Центра "Созвездие"

Чащихиной Елены Евгеньевны

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Желание каждого педагога воспитать компетентную, ответственную личность, это требование времени, подкрепленное законодательством. Формирование личности осуществляется, как минимум, посредством двух процессов: социализации и творческого саморазвития. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений. Моя педагогическая задача: воспитание экологически грамотного гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества непрерывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования. В рамках моей деятельности модель непрерывного экологического образования (далее нэо) подрастающего поколения имеет три ступени.

Первая ступень представлена одногодичной программой «Игровая экология» рассчитанная на детей дошкольного возраста и реализуемая на базе детского сада «Тополёк». Целью программы является: создание условий для формирования личности ребёнка, обладающей экологическим мировоззрением.

Вторая ступень – реализация программы «Ребятам о зверятах», направленная на развитие детей младшего школьного возраста, рассчитанная на 3 года и реализуемаяна базе мини-зоопарка Центра «Созвездие». Цель программы: формирование экологической культуры детей посредством общения с животными мини-зоопарка.

Третья ступень представлена трехгодичной программой «Лесной патруль», рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста, реализуется на базе Советского лесхоза. Цель данной программы: создание условий для воспитания у детей бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области экологии и лесного хозяйства, умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.

Процесс активизации и социализации личности прослеживается от знакомства с ребенком и его родителем до профессионального самоопределения выпускника объединения.

Актуальность моей деятельности заключается в том, что:

1. В условиях дополнительного образования имеется больше возможностей для непрерывного подхода к рациональному сочетанию  теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

2. В формирование и повышение уровня экологической культуры воспитанников осуществляется через нэо посредством использования современных педагогических технологий, усовершенствованных методов и форм обучения;

3. Развитие непрерывной системы экологических знаний и умений, эмоционально-ценностных ориентаций воспитанников протекает посредством постоянного совершенствования программно-методического сопровождения деятельности детей.

Активизация и социализация личности как и модель нэо трёхступенчата. На каждой ступени воспитанник должен обладать своими характерными признаками социализированности. На первой ступени активизация и социализация личности осуществляется через образно-эмоциональное обучение. На второй ступени через проектное обучение.  На третьей ступени через проблемное обучение. Обучением в сотрудничестве охвачены все ступени. Основными показателями уровня социализации личности являются деятельность (образовательная, социально-значимая), общение и самосознание.

Рассмотрим социализацию личности на каждой ступени подробнее.

Дошкольный и младший школьный возраст рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы.

На занятиях 1 ступени большее время уделяется различным видам деятельности, меньшее время на самосознание. Приоритетными технологиями в образовательной деятельности для младших воспитанников являются такие технологии как (игровая, обучения ЗОЖ, ИКТ и технология сотрудничества).На данной ступени я организую экскурсии, игры, творческие задания, связанные с лепкой, рисованием, изготовлением поделок, сочинение сказок и рассказов на экологическую тему. Общение на данной ступени внутригрупповое, т.е. межличностное. Развитие самосознания реализуется через простейшие формы рефлексии. На данной ступени осуществляется реализация технологии сотрудничества: ребята проявляют активность при участии в массовых мероприятиях; (в т.ч. природоохранных акциях), а родители им в этом помогают. Следующая используемая технология - игровая. Как вы знаете игры бывают разные: активные и пассивные. Чаще для этого возраста я использую активные игры. ЗОЖ технология реализуется не только посредством активных форм деятельности, но и посредством практики. Например, на занятии по теме  «Лекарственные растения» раскрывается польза для здоровья при их употреблении. На первой ступени используется также ролевая технология, где ребята примеряют на себя различные социальные роли, например роль педагога. Дети при помощи родителей готовят определенную информацию, а затем представляют её другим ребятам.

На второй ступени средством  активизации личности является технология развивающего обучения. Основу активизации личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир в сотрудничестве с другими воспитанниками. Использование метода проектов на данной ступени, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить  информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых  объектов действительности. А также делает образовательную систему объединения открытой для активного участия родителей. На данной ступени я не только формирую знания о взаимодействии человека и природы, но и способствую развитию эмоциональной и волевой сферы ребенка. Для этого использую задания, ориентированные на личность ребенка и вызывающие его сопереживание, восхищение, тревожные чувства, связанные с состоянием окружающей среды. (Например, я использую релаксационные моменты, где под звуки природы дети путешествуют в виртуально созданном их мире в зависимости от изучаемой темы.) Воспитанники данной ступени закрепляют свои знания на практике и являются первыми помощниками сотрудников зоопарка. К концу уже второго года обучения каждый воспитанник знает, как найти подход к каждому животному, какое у него настроение и чем вкусным можно его угостить. На переменах и в свободное время большинство воспитанников навещает своих любимцев. На фоне такого общения у ребят рождаются мини проекты о своих питомцах.

Игровая технология на данной ступени сохраняется, но меняется форма и содержание игр.

Характеристикой социализированности воспитанников на данной ступени является:

- высказывание детьми своих идей;

- проявление доброжелательности в оценках работ других;

- осознание значимости посещения детского объединения;

- стремление исправить указанные ошибки;

Преимуществом развивающей технологии с личностно-ориентированным подходом является развитие индивидуальных качеств. Ребята учатся выступать и защищать свою точку зрения. Что влечет за собой личностную самореализацию.При подготовке мероприятий мной используется интеграция развивающего обучения и проектной деятельности. Ребята выполняют несложные проекты. Например участие воспитанницы с проектом «Особенности ухода за комнатным растением» в экологическом мероприятие «Цветы – начало всей красы».

Нужно отметить, что на третьей ступени экологического образования неотъемлемым компонентом является  проблемное обучение как основное средство активизации познавательной деятельности воспитанников и формирования экологического и критического мышления. Внедрение проблемного обучения, проектно-исследовательской работы в организацию учебной деятельности потребовало пересмотра содержания образовательной программы и упор сделан на практическую деятельность, в результате этого больше времени уделяется практическим занятиям, наблюдениям, проектной работе. Занятия на экологической тропе доставляют воспитанникам много эмоций, в тоже время часть тем для исследовательских проектов  связано с экологической тропой. Именно систематическая и целенаправленная исследовательская деятельность воспитанников расширяет их кругозор, формирует практические навыки и развивает творческие умения, помогает лучше понять практическую значимость приобретаемых знаний, вызывает устойчивый интерес к занятиям, а так же значительно улучшает познавательную деятельность. При экологическом образовании и воспитании детей этого возраста осуществляется единство учебы, игры (деловой, ролевой) и труда. Это способствует выработке у воспитанников умений выражать свою точку зрения, отстаивать ее в дискуссии, приобретается опыт выступления перед различной аудиторией. На этапе расширяется общение с социальными партнерами, на занятия привлекаются специалисты лесхоза и природоохранных предприятий города. Воспитанники старшей группы самостоятельно разрабатывают театрализованные выступления для детских садов и начальной школы и выступают перед данной аудиторией. В проекте «Экотеатр» задействованы все воспитанники старшей ступени. У каждого своя роль (сценарист, актер, оформитель и т.д.). При подготовке к значимым экологическим мероприятиям применяю с подростками метод дебаты, мозговой штурм.

Посредством нэо у участников программ формируются такие компетенции как:

-умение планировать деятельность объединения в различных массовых мероприятиях;

- владение способами систематизации и получения информации;

- проявление творческого подхода к делу;

- умение анализировать свои достижения в процессе деятельности;

- предположение перспективы использования полученных знаний в своей жизнедеятельности;

- понимание значимости своей работы;

-демонстрировать навыки сотрудничества, приобретенные в объединении и переносить их в другие социальные группы; особенно ярко это выражено в ходе проведения окружных слетов вы видите на экране;

Где ребятам приходится взаимодействовать не только между собой, но и с представителями школьных лесничеств из различных городов.

Результатами реализации программ является

  • увеличение числа воспитанников.
  • - увеличение числа участников конкурсов, занявших призовые места. Особенно мы гордимся, тем, что уже два года подряд команда воспитанников старшей группы является победителями окружной сетевой имитационной игры «Глобальный вопрос», хочется отметить, что ребята смогли обойти команды из таких городов какХ-Мансийск, Нижневартовск, Сургут, проявив свои знания, сплоченность и находчивость.
  • - увеличение количества воспитанников принявших участие в мероприятиях учреждения, города, района, таких как: экомарафон, районный и окружной слет школьных лесничеств, международный молодежный экофорум, природоохранные акции «Кедросад», «Кормушка», «Елочка». К социально значимым делам, в которых принимают участие воспитанники относятся трудовые десанты, субботники акции «Чистый лес».

Ежегодно мной ведется мониторинг приобретенных воспитанниками компетенций, заполняется карта участия в различных мероприятиях и достижений воспитанников.

В заключении подведу итог - социализация является одним из путей решения задачи ответственности человека перед природой, обществом и каждым конкретным человеком. Система нэо и внедрение инновационных форм:проектная деятельность, дебаты, совместная деятельность, тренинги по формированию социальных навыков, позволяют быстрее решать проблемы социализации воспитанников. И хочется сказать, что активизация и социализация личности может осуществляться только в системе ндэо с привлечением социальных партнеров. Улучшая показатели социализации такие как: «деятельность», «общение», «самосознание» воспитанники приобретают определённую ценностную структуру, умение общаться, а значит, легко интегрируются в обществе.

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


Copyright MyCorp © 2024