Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 19 Апреля 24, 9:53 AM

МАУ ДО СР "ЦЕНТР "Созвездие" им. Героя Советского Союза Гришина И.Т."

Баннер
Госуслуги
Меню сайта

Мишенина С.Ю., педагог дополнительного образования

Использование игровых технологий с целью повышения мотивации воспитанников к занятиям  по дополнительной образовательной программе «Рукодельница».

Руководитель объединения Мишенина С.Ю.

Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Сухомлинский В. А.

Об использовании игровых технологий для лучшего запоминания нового материала,    повторения, закрепления, проверки полученных на занятиях знаний написано достаточно, многие выдающиеся педагоги посвятили свои труды игровым ситуациям в учебном процессе.

Игровые технологии.

Под игровой технологией понимают продуманную «во всех деталях модель совместной деятельности педагога и обучаемого по проектированию, организации и проведению учебного процесса для достижения поставленных учебно-воспитательных целей посредством игры» (Вадим Макариевич Монахов).

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Современная педагогика также признает большую роль игры, которая позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. «Игра, по определению Л.С. Выготского, - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок».

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Основные принципы игровых технологий:

-умение моделировать, драматизировать;

-свобода деятельности;

-эмоциональная приподнятость;

-равноправие.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.

Но мне хотелось обратить ваше внимание на игру как средство развития творческих способностей детей в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.
Как педагогу дополнительного образования и руководителю детского объединения «Рукодельница» мне пришлось постараться преодолеть немало трудностей при организации учебного процесса.
Первоклассники, пришедшие ко мне на занятия в начале учебного года, не просто не умели читать и писать, они не умели слушать педагога, следить хотя бы несколько минут за демонстрацией приемов выполнения работы и уж тем более повторить действия. Приходилось «дробить» всю последовательность изготовления поделки на краткие операции, что делало занятие малоэффективным.
Многие педагоги сталкиваются и с такой проблемой, как творческая пассивность у современных детей. Нежелание придумывать, фантазировать, изобретать все чаще проявляется на занятиях. Стоит только дать самостоятельное задание, появляется боязнь неудачи, неуверенность, и дети выбирают простой путь – выполняют работу по образцу, ничего не меняя и не утруждая себя.
Вот здесь на помощь педагогу и приходит игра. Именно при помощи использования игровых технологий возможно разбудить творческое начало ребенка.

Возрастные особенности детей 7-8  лет.
Основаниями для использования игровых технологий на занятиях  являются: психоэмоциональные особенности детей младшего школьного возраста:

повышенная эмоциональность,

 утомляемость,

 неустойчивость внимания,

 чрезмерная подвижность и др.;

 необходимость социализации ребенка в новом коллективе;

 необходимость творческого развития ребенка в процессе обучения.

Использование игр на занятиях позволяет: узнать и оценить индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний, умений и навыков ребенка; активизировать познавательный интерес детей; отношения воспитанников к учебному процессу; снизить уровень эмоциональных и физических перегрузок детей.

Игровая деятельность применяется мною для объяснения нового материала, или в качестве подвижной разминки, или для повторения и закрепления полученных знаний.
Мне хотелось привести несколько примеров игр, которые я использую на занятиях в своём детском объединении.
Игра «Снегопад» (подвижная игра-разминка)
Вырезанными на занятии снежинками из бумаги дети изображают снегопад, снежную бурю, пургу или медленное кружение снега в безветренную погоду. После кропотливой и сложной работы есть возможность подвигаться, отдохнуть, повеселиться.

Интеллектуальная (умственная) игра-викторина «Загадки Волшебных ножниц»
Игра напоминает лото: на карточках задания с рисунками-загадками, выполняя которые команды зарабатывают баллы. Эта игра используется мною для закрепления и повторения пройденного материала.
Трудовая игра «Мастерская Деда Мороза»
Все мастерят новогодние открытки. Выбираются помощники Деда Мороза, которые помогают и подсказывают остальным «гномам», как лучше выполнить работу. Игра учит работе в коллективе, самоконтролю, взаимовыручке.

Социально-педагогическая игра «Добрые слова»
Дети садятся в круг, передавая мячик или какую-нибудь мягкую игрушку, говорят «доброе слово» своему соседу или соседке, например: «Ты – такая красивая!» или «Ты – такой веселый!» и др. Игра предназначена для сплочения, адаптации и сохранению хороших отношений в детском коллективе. Часто использую эту игру после возникновения ссор между воспитанниками.

Игры различаются по характеру игровой методики.
Предметная игра «Ножницы – машинка»
Дети учатся резать ножницами по прямой, волнистой и зигзагообразной линиям. При этом нужно представить, что ножницы – это маленькая машинка, которая едет по дорожкам. «Ехать» нужно медленно и точно по линии. Некоторые ребята так увлекаются, что начинают изображать звук мотора.

Сюжетная игра «Птица счастья»
Во время лепки из пластилина предлагаю детям придумать сюжет сказки о птице, которая приносит в дом счастье на волшебных узорчатых крыльях. При помощи различных предметов: стеки, ручки, колпачков от фломастеров, брелоков и даже ключей, наносится рельефный рисунок на крылья и туловище птицы. И рождается сказка со счастливым концом: «Прекрасных птиц стало много, и в каждом доме поселилось СЧАСТЬЕ».

Ролевая (деловая) игра «Я – учитель»
С большим удовольствием воспитанники изображают учителя .Они объясняют, помогают, проверяют выполненную работу. На занятии всегда очередь на роль учителя. Поверьте, очень полезно порою посмотреть на себя со стороны. Бывает, я что-то меняю в своем поведении или манере разговора после такого «спектакля».

По дидактическим задачам занятия коллективные игры разделяются на
обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающая игра - игра, в которой дети приобретают новые знания. Тематическое занятие - кукольный спектакль «Правила дорожные знать каждому положено!».

Контролирующая игра – игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.


Игра «Лепим автопортрет»

Необходимо самостоятельно подобрать цвета, определить форму каждого элемента фигуры человека, придумать сюжет и выполнить задание. Оценивает результат весь класс - похож или не похож человечек на автора?

Обобщающие игры – игры, требующие интеграции знаний, способствующие установлению межпредметных связей, направленные на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Игра «Бумажное сердце»
Задание: сложить фигуру-оригами,

 запомнить последовательность, повторить в нескольких размерах,

придумать слова, характеризующие сердце (храброе, доброе, ледяное, заячье и т.п.), написать на сердце имя того, кому оно будет подарено.

Возрастные особенности детей 9-10 лет.

 Воспитанники 2 года обучения  - это дети 9-10 лет, которые отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят.

 Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием.

Возрастные особенности детей 11-12 лет.

Воспитанники 3 года обучения  - это дети 11-12 лет. В этом возрасте резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Ребёнок стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм.  Их тянет к романтике.

Для детей 3 года обучения  в программу добавлен блок тем по  изготовлению кукол, с которыми воспитанники  дальше ещё готовят представление – сказку. Таким образом, дети оживляют своих кукол, начиная игру. В процессе игры со своими куклами дети меняются.

В 2005-2006 учебном году воспитанники кружка «Рукодельница» сшили кукол для спектакля «Репка».

 Были сшиты сказочные персонажи - это бабушка, дедушка, жучка, внучка, кошка  и мышка.

При помощи кукол был показан спектакль. Кукол озвучивали сами воспитанники.

Результат кукольного театра: дети с огромным удовольствием шили своих героев и озвучивали их на сцене.

Пожеланиями детей на следующий год были - подготовить ещё один кукольный спектакль своими руками.

Такая работа очень способствует сплочению детского коллектива.

В 2011-2012 учебном году при помощи  новых кукол был показан спектакль «Репка на новый лад».

В 2012-2013 учебном году ещё одну сказку дети обыграли. Это сказка «ТЕРЕМОК».

Были сшиты все персонажи сказки - это лягушка, заяц, лиса, волк и медведь. С огромным удовольствием дети шили своих персонажей, а затем их озвучивали. Было много радости и задора в их глазах! Дети показали представление на творческом отчёте для родителей и детей, на «Арбате» в центре « Созвездие».

В 2013-2014 учебном году дети с огромным желанием готовили

проект «Кукольный театр своими руками», где заняли первое место. С огромным желанием воспитанники готовились к защите  своего проекта.

Я привела примеры только некоторых игр, используемых мною на занятиях, игры корректируются или заменяются другими в зависимости от особенностей поведения и уровня обученности детского коллектива.
Роль педагога в проведении игр на занятиях - это активная позиция в игре (роль ведущего, члена жюри, помощника), поддержка инициативы и творческого подхода к игре воспитанников;

 влияние на взаимоотношения в игровой группе, распределение ролей;

определение психоэмоционального состояния, как всей группы, так и отдельного ребёнка; корректирование правил, целей игры в зависимости от психоэмоционального состояния группы, индивидуальных особенностей детей;

 поддержка тех из детей, у которых что-то не получается.
В результате использования игровых технологий на занятиях можно достичь:

 роста интереса и усиления мотивации к познавательной учебной деятельности; постепенного увеличения объема работы на занятии вследствие повышения внимания и хорошей работоспособности;

 изменения в поведении детей: приобретение способности управлять своим поведением (способность легче переносить запреты, более «приличное» выражение гнева, недовольства, преодоление страха неудачи);

 улучшение коммуникативных способностей (способность работать в команде, большая гибкость в общении, вступление в сотрудничество, сочувствие, взаимопомощь), улучшение эмоционального настроя на занятиях, а главное - устойчивого стремления к творчеству, проявления творческой инициативы.
Использование игровых технологий на занятиях дополнительного образования детей положительно влияет на качество образовательного процесса и развитие творческих способностей, позволяет снизить эмоциональные и физические нагрузки на ребенка, воспитывает, формирует личность, способную к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
1. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. - М.: Новая школа, 1996. - 112 с.
2. Шмаков С. А. Учимся, играя…--М.: ЦГЛ, 2004, 128 стр.
3. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.C. 44-53.
4. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2001.
5. Степанова, Ольга Алексеевна Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. пособие/ О.А. Степанова.- М. : Сфера, 2003.
6. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с.
7. Современные педагогические технологии как объективная потребность
8. Валентина Павловна Красногорова. Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования
9. Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации.
10. Мылова Ирина Борисовна. Современные образовательные технологии как условие развития дополнительного образования детей (электронный ресурс)
11. В. М. Монахов. Педагогическая технология как фактор развития мыслительных умений школьников 


Copyright MyCorp © 2024